31-03-2025
Что представляет собой система NDC в туристическом бизнесе
Разбираемся, что представляет собой протокол NDC. Когда он возник, какие преимущества дает авиакомпаниям и агентам. Как NDC реализовано в «Инновационной мобильности»

Что такое NDC и какие возможности дает тревел-рынку эта технология?

Любому агентству по продаже авиабилетов, как и любой авиакомпании, важно понимать потребности своих клиентов, чтобы предлагать им максимально персонифицированные услуги. Долгое время заказ авиабилетов онлайн не предусматривал наличие гибкой системы предложения дополнительных сервисов. Но появился NDC, принципиально изменивший эту ситуацию.
заказ билетов онлайн

Что такое NDC (New Distribution Capability)?

NDC, или New Distribution Capability — это новый стандарт передачи данных на основе XML, представленный Международной ассоциацией воздушного транспорта в 2012 году, который позволяет авиакомпаниям распространять индивидуальные, персонализированные предложения.

Раньше главным каналом продажи авиабилетов были глобальные дистрибутивные системы GDS. Самые известные из них — международные Amadeus, Travelport, Sabre, а также «Сирена», на которую массово стали переходить российские перевозчики в 2022 году. Они предоставляют информацию о тарифах, расписании, но допуслуги и различные пакетные предложения авиаперевозчиков остаются при этом недоступными.

Какова цель NDC?

NDC трансформирует классическую продажу билетов в современную «розницу», ориентированную на опыт клиентов. Принимая стандарты NDC, компании получают больше контроля над дистрибуцией своих услуг, могут предоставлять путешественникам более персонализированный опыт бронирования на любом устройстве или платформе. С помощью данной технологии перевозчики получают возможность эффективнее продвигать свои продукты, а также создавать специальные пакеты с дополнительными услугами, корректировать предложения в зависимости от текущих потребностей путешественников.

Благодаря стандарту NDC клиент может выбрать при бронировании билета следующие опции: место в самолете, выбор питания, Wi-Fi, дополнительный багаж, устройства для перемещения по аэропорту (актуально для людей с инвалидностью, родителей с маленькими детьми, пожилых пассажиров), страхование жизни на время перелета или от невылета, услуги бизнес-зала в аэропорту, а также сторонних организаций, например отелей или тревел-агентств; внесение изменений в заказ и круглосуточную поддержку.

Также NDC уменьшает зависимость авиакомпаний от GDS, снижая их расходы на дистрибуцию.

При этом эксперты рынка считают, что оба протокола будут еще долго сосуществовать друг с другом. Благодаря доступу к большинству авиарейсов, GDS не скоро утратит актуальность. Однако перевозчики все же стремятся переходить на NDC, так как этот протокол для них не только удобнее, но и выгоднее. По данным некоторых исследований, средний чек перевозчиков с переходом на новый стандарт вырос на 20%.
ndc протокол

Как это работает?

Авиакомпании создают индивидуальные предложения, открывают к ним доступ через соединение API NDC.

NDC API связывает предложения авиаперевозчиков с различными каналами продаж. Схемы и технические стандарты NDC обеспечивают общий язык между сторонами.

Агрегаторы часто выступают в качестве посредников, получая контент от нескольких перевозчиков и распространяя его по различным каналам. Также они могут предоставлять дополнительные услуги «поверх» базового контента NDC.

Продавцы — точки продаж через NDC — варьируются от онлайн-тревел-агентств до метапоисковиков и TMC. Для получения соответствующего контента они подключаются напрямую к API NDC авиакомпаний, а иногда обращаются к агрегаторам.

Преимущества NDC

О преимуществах для авиаперевозчиков уже было сказано, а что дает данный стандарт агентам и путешественникам?
Преимущества для турагентов:
  • Предоставляет доступ к более широкому контенту авиаперевозок, большему спектру продуктов и услуг.
  • Позволяет агентам сравнивать предложения нескольких перевозчиков, а также продавать индивидуальные пакеты и дополнительные продукты от имени авиакомпаний.
  • Помогает в персонализации и адаптации предложения для каждого клиента.
  • Оптимизирует бронирование деловых поездок через API NDC.
Преимущества для путешественников (покупателей):
  • Прозрачность авиатарифов и сборов за дополнительные продукты/услуги.
  • Доступ к предложениям, разработанным с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений.
  • Больший выбор дополнительных продуктов.
  • Больше гибкости для настройки и выбора предпочтительных вариантов.
  • Возможность легко сравнивать предложения различных компаний.
мифы о скриптах в продажах
Каждый конкретный перелет собирается как конструктор, из тех опций, которые необходимы клиенту. Кроме того, путешественник получает доступ к спецпредложениям, скидкам от авиаперевозчиков, доступным только при работе с NDC.

В соответствии с информацией, опубликованной на сайте Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, из российских авиакомпаний на декабрь 2024 года сертификацию NDC прошли «Аэрофлот» и S7 Airlines.
«Стандарт NDC дает прежде всего возможность взаимодействовать с авиакомпанией напрямую, без участия GDS, — комментирует Владимир Михеев, начальник отдела авиаперевозок компании «РЖД — Цифровые пассажирские решения». — Получить возможность оформления билетов по цене перевозчика без дополнительных сборов за дистрибуцию, по специальным предложениям авиакомпаний в период проведения акций и распродаж, так как некоторые предложения могут быть открыты только в прямом канале и NDC. Расширяются возможности по оформлению дополнительных услуг, автоматизации операций возврата, обмена билетов, а также добавляются возможности персонализации и ценообразования».

Подключение NDC требует времени для изучения и, конечно, опыта, но каждое новое подключение уже легче и быстрее предыдущего, добавляет эксперт. Также важно понимать, что внедрение какого-либо решения не может быть дешевым, оно требует реализации большого количества методов, сценариев, объемного тестирования.

«Мы взаимодействуем напрямую с авиакомпаниями „Аэрофлот“, S7 Airlines, „Уральские авиалинии“, „Азимут“ и на этапе подписания договора и подключения с еще одной авиакомпанией. В рамках данных подключений мы предоставляем возможность оформления билетов, дополнительных услуг (багаж, выбор мест, питание), а также оформление билетов по корпоративным тарифам, субсидированным, льготным тарифам и ряд других возможностей», — отмечает Владимир Михеев.

Обратите внимание

Ранее мы писали об особенностях оформления авиабилетов на платформе «Инновационная мобильность».

А тем, кто еще не является нашим партнером, но хочет им стать, предлагаем заполнить форму ниже.
Напишите нам, если хотите подключить сервисы или обсудить сотрудничество

Стать клиентом