Легальная продажа и оформление билетов на поезда для агентов
Обсудим каналы продажи жд билетов для физических и юридических лиц. Разберемся, в чем разница. Перечислим легальные инструменты платформы «Инновационная мобильность», разработанные специально для агентской сети.
27-06-2025

Можно и нельзя: легальные способы продажи билетов на поезда для агентской сети

Оформление электронных билетов на поезда для обычного пассажира и агента — не одно и то же. Более того, в случае, если при оформлении билетов агент вдруг решит действовать под видом обычного путешественника, его ждут не самые приятные последствия. О легальных способах продажи перевозок для агентской сети в рамках отдельного вебинара для клиентов рассказала генеральный директор компании «РЖД — Цифровые пассажирские решения» Евгения Чухнова.
кассы продажи железнодорожных билетов
Важно помнить, что такие инструменты, как портал ticket.rzd.ru, то есть окно для приобретения проездных документов на официальном сайте rzd.ru, приложение «РЖД Пассажирам», а также кассы по продаже билетов рассчитаны исключительно для физических лиц.

Для юридических лиц созданы свои инструменты — официальные продукты компании «РЖД — Цифровые пассажирские решения», которая входит в состав холдинга РЖД. К ним относятся «Интерфейс кассира», подключение через API, White Label. Однако частая ошибка агентов по продаже билетов состоит в том, что они обращаются в своей работе к каналам, предназначенным для обычных путешественников, в том числе используя API этих сервисов.

В оферте пользователя прописаны ограничения, а это запрет на автоматизированный доступ к ресурсам для физических лиц и запрет на использование этих каналов для коммерческой деятельности. Сайт содержит инструменты автоматического контроля и противодействия сценариям нелегитимного использования: попытки автоматизированных операций блокируются, также возможны блокировки учетных записей пользователей.

Какими могут быть последствия нарушения правил для агентов?

Первое — это блокировка Личного кабинета на сайте rzd.ru. Она происходит, как правило, очень внезапно, замечает Евгения Чухнова, и основанием для этого служит постоянное поступление информации о нарушениях в внутренний мониторинг. О таком праве компании-перевозчика также говорится в оферте.

Агент теряет полный доступ к тем данным, которые есть у него в ЛК. А это может быть порядка тысячи записей клиентов. «Вся эта база теряется, включая паспортные данные», — обращает внимание эксперт.

Тогда же возникают проблемы, связанные с возвратами: большинство заблокированных агентов попадают в ситуацию, когда их клиенты планируют поездку, при этом билеты отправлены на возврат, а денежные средства находятся на заблокированном счету.
оформление электронных билетов
Кроме того, происходит блокировка Личного кабинета на сайте «РЖД Бонус». Самая неприятная ситуация в этом случае – когда накопленные десятки тысяч бонусов, которые планировалось использовать для дальнейшей перепродажи, переоформления или покупки билетов в коммерческих целях, просто обнуляются.

Решение о возмещении, возврате доступа находится на стороне перевозчика, и чаще всего он принимает его не в пользу агента, который нарушает правила.
«Мы регулярно готовим для перевозчиков ответы на запросы, связанные с причинами блокировок, и видим, что те агенты, которые получили полный запрет на восстановление доступов, нарушали наши правила не один и даже не пять, а множество раз, совершая при этом тысячи автоматизированных запросов к поиску и создавая нагрузку на сайт rzd.ru, которым пользуются миллионы граждан ежедневно», — говорит Евгения Чухнова.

Как только группа мониторинга видит множественный автоматизированный запрос к поиску, переоформлению билетов, когда порядка тысячи проездных документов переоформляются за несколько минут либо с одного адреса совершается тысяча запросов на одно направление, она начинает вести наблюдение за такими аккаунтами. А любые попытки обойти этот мониторинг, как правило, заканчиваются визитами в транспортную прокуратуру, где разговор начинает происходить в другом правовом поле.

«Я бы хотела сделать акцент на том, что все действия, которые разрабатываются нами совместно с функциональными заказчиками, перевозчиками, — это действия, которые валидируются транспортной прокуратурой, — подчеркивает Евгения Чухнова. — Именно транспортная прокуратура настаивает на незамедлительной блокировке, информировании о всех нарушителях и нарушениях, выявленных в части соблюдения прав физических лиц, не имеющих возможности приобрести билеты, например, на поезда, следующие по южным направлениям летом».

Итак, агентам важно обратить внимание на следующие правила:
  • Запрет на автоматизацию: не допускается использование каких-либо автоматизированных методов для работы с интерфейсами «РЖД Пассажирам» и ticket.rzd.ru.
  • Избыточная нагрузка: автоматические запросы, создающие повышенную нагрузку на систему, строго запрещены.

Инструменты для агентов и преимущества их использования

В компании партнерам настоятельно рекомендуют подключаться к платформе «Инновационная мобильность», используя инструменты, разработанные специально для агентской сети.

В первую очередь, это «Интерфейс кассира», веб-интерфейс, предназначенный для оформления билетов не только на поезда, но и другие виды транспорта.
«Мы выступаем компанией-партнером всех перевозчиков, которые входят в контур холдинга РЖД, более того занимаем активные позиции в отношении консолидации авиационного, автобусного контента, а также дополнительных услуг», — говорит Евгения Чухнова.

Для продвинутых агентов создан программный интерфейс API. Им пользуются клиенты, которые ставят во главу угла цифровизацию как основу для выстраивания всех бизнес-процессов.

И третий, относительно новый инструмент в списке — White Label, виджет, который легко встраивается на сайт партнера и позволяет пассажирам осуществлять поиск, бронирование и оплату билетов на все виды транспорта непосредственно на витрине партнера.
официальная продажа билетов
«”Инновационная мобильность” — наш якорный продукт. Причем мы работаем как с крупными, так и средними и малыми агентами, не делая ставку на какой-то конкретный сегмент, так как наша головная компания обслуживают всю Россию», — замечает Евгения Чухнова.

Если говорить о преимуществах использования перечисленных инструментов для агентов, то это, во-первых, юридически верная договорная схема, которая не будет вызывать вопросов ни у проверяющих органов, ни у регуляторов. Также корректная финансовая отчетность, тот функционал, который полностью соответствует законодательству РФ и предлагает широкий набор контента: железнодорожный транспорт, авиация, автобусы, водный транспорт и дополнительные услуги, которые напрямую или косвенно связаны с услугой перевозки.

В части железнодорожных билетов платформа имеет прямое включение в АСУ «Экспресс», предполагает синхронное внедрение и доступность всех разработок, которые совершаются на стороне материнской АСУ «Экспресс-3», поддерживает все специальные тарифы РЖД, при этом дает тайм-лимит на оплату заказа до трех часов, позволяет партнерам установить собственный сервисный сбор, оформлять билеты во внутреннем и международном сообщении, а это в том числе Калининград, Крым, Абхазия.

Сервис ориентирован на прямые договоры с авиакомпаниями, имеет прямую интеграцию с перевозчиками «Аэрофлот», S7, «Азимут», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «SCAT». В этом году ожидается подключение «Победы». Среди других опций — поддержка субсидированных тарифов, оформление билетов различным категориям граждан, работа с корпоративным сегментом через 2D и 3D-договоры.

Автобусные перевозки на платформе — это более 20 тыс. маршрутов по России, СНГ и Европе, максимальный охват автовокзалов и автостанций.
Инструмент учитывает мультимодальность, то есть с его помощью можно забронировать поездку «поезд + автобус», например.

«Мультимодальные билеты, то есть возможность пассажиром приобретать проездные документы сразу на несколько видов транспорта в рамках одного окна, одной транзакции, мы считаем своим преимуществом. И видим, насколько они уже востребованы в других странах», — комментирует Евгения Чухнова.
Билеты на «Аэроэкспрессы» и дополнительные услуги тоже доступны на платформе «Инновационная мобильность». Возможна выплата агентского вознаграждения.
официальная продажа билетов

Как выстраивается работа с агентами?

Команда «Инновационной мобильности» стремится к упрощению всех процедур онбординга, которые находятся на ее стороне. На текущий момент здесь достигли скорости, которая позволяет подключить партнера к «Интерфейсу кассира» за один день. Это инструмент, не требующий инвестиций в интеграцию.
API — точечная интеграция для крупных самостоятельных проектов, созданная для владельцев собственных продуктов по организации продаж в кассах, веб-порталах и мобильных приложениях. В этом случае партнерам предлагают удобные протоколы взаимодействия по API в JSON и XML-форматах. Стоимость транзакций становится минимальной. Вдобавок, партнеру в этом случае предлагают реализовывать собственные процессы обслуживания пассажиров и бизнес-процессов, обеспечивая при этом круглосуточную техническую поддержку.

White Label — самое быстрое решение для любого сайта. Готовый продукт встраивается на сайт агента и позволяет пассажирам осуществлять поиск, бронирование и оплату билетов на все виды транспорта на витрине агента. Продукт относительно новый, но его пользователями уже выступают такие компании, как Wildberries, МТС, «Аэрофлот», RUSSPАS и другие.

Одна из сильных сторон платформы «Инновационная мобильность» — это поддержка, здесь делают акцент на клиентский сервис и качество обслуживания. Также каждый пользователь получает:
  • Единый доступ — единую точку доступа к железнодорожным, авиа-, автобусным, «Аэроэкспресс»-билетам и страховым продуктам.
  • Актуальность — точную информацию о расписании, наличии мест, стоимости билетов.
  • Технологии — удобные варианты подключения через API или веб-систему.
  • Выгоду — минимальный сбор системы за оформление билетов.
  • Быстрый поиск — высокую скорость поиска и проведения операций.
  • Удобство — удобную и прозрачную систему взаиморасчетов.
Платформа открыта для сотрудничества не только с резидентами РФ, но и с нерезидентами из стран СНГ, которые также реализуют представленный контент в своих каналах продаж.
«Нам важно стать партнерами, а не просто стороной договора для нашего агента. Мы рассчитываем на долгосрочное сотрудничество, готовы отрабатывать проект под индивидуальный запрос, а в этом году начинаем активную экспансию в сегмент спортивных федераций», — резюмировала г-жа Чухнова.
Напишите нам, если хотите подключить сервисы или обсудить сотрудничество

Стать клиентом